Загадочный Восток… И тут же перед нашим взором предстают загнутые крыши, фонари, древние дворцы и храмы: многоликая в своих проявлениях, дивная земля эта обладает невероятным магнетизмом для европейской души, удивляя вновь и вновь своими бессчётными гранями.
На сегодняшний день многие наши соотечественники совершают туристические и деловые поездки в Китай и Японию. Изумляясь красотой старинных ланшафтных парков Пекина, Ханчжоу, Сучжоу, Сианя, Лояна, монастырскими комплексами Киото, Идзумо и Нара, кто бы не хотел увезти с собой хотя бы толику прекрасных видов, и любоваться «маленьким Востоком» из окна собственного дома? Позвольте себе такой подарок!
Концепция благоустройства территории на Востоке исходила из философской мысли, сформировавшейся ещё в глубокой древности. Архитектура и садовое искусство в полной мере отразило этические и эстетические идеалы дальневосточного средневекового общества.
Отличительная черта восточного сада – ощущение нерукотворности, естественности всех форм ландшафта. Гармоничное взаимодействие с окружающим пространством способствует духовному росту человека – именно это положение легло в основу китайского геомантического учения фэн-шуй. Древние мастера отчётливо знали, как расположить элементы построек и растения так, чтобы правильно направить потоки энергии ци, тем самым защитить владельца дома от вредоносных сил.
Садовое искусство Китая имеет богатейшую историю. Главная его особенность – создание «пейзажного вида» на участке любого размера. Даже в условиях старинных городских построек, китайцы умело использовали самые маленькие внутренние дворы для обустройства садиков. Китайский сад — это прежде всего «миниатюрная копия» природных ланшафтов. Здесь должны быть «горы» и «воды» — точь в точь, как на пейзажных свитках мастеров прошлых эпох. Так, в китайском саду нет чёткой геометрии – прекрасная ассиметрия – вот его девиз. Из каждой точки обозрения происходит смена вида, тем самым нивелируются пространсвенные рамки сада. Расположение сада и каждого его элемента определяется с учётом движения благих и неблагих энергий. Водоём, растущие рядом стройные ивы связаны с женским началом Инь: это энергия накопления, а если там плавают золотые карпы – то благосостоянию хозяина сада не будет переводу! Камни же, символизирующие горы, – связаны с мужским началом Ян и энергией созидания.
Следуя природе, китайский сад, это сад «четырёх времён года». Весной порадует цветением сливы (символ возрождения сил), магнолий (символ чистоты), пионов (символ богатства), летом изумрудной зеленью и чайными розами (излюбленный цветок пекинцев, «императрица цветов»). Осенью, гуляя по извилистым дорожкам, восходя на горбатые деревянные мостики, можно видеть, как цветут яркие хризантемы (символ солнца и крепкого здоровья), а в зимние холода на страже сада будут стоять гордые сосны (символ долголетия) и другие вечнозелёные деревья.
Для моделирования пространства в саду широко применялись различные лёгкие архитектурные сооружения, такие как беседки, павильоны, галереи, чайные домики, павильоны на воде в виде кораблей, декоративные атриумные стены с фигурными окнами. Смысл таких окон не только в их узорной отделке, но и в том, чтобы служить обрамлением для пейзажа, видимого через них. «Граница- не граница, перегородка-не перегородка» — вот основной, по сути даосский, принцип игры с линией обзора
Интересным изобретением китайцев стало искусство «паньцзин», что означает «пейзаж в горшке». «Паньцзин» был украшением внутренних дворов да и интерьера вообще. Существовало два основных вида: растительный и пейзажный. В первом случае стойкие растения с маленькими листьями высаживали в горшок и формировали в красивую композицию, а во втором пытались воссоздать пейзажные виды с помощью карликовых деревьев, декоративных камней, а также мостиков, фигурок людей или будд. Огромное внимание уделялось выбору горшка и подставки.
Основные традиции устройства садов и парков в Японию были занесены из Китая. Но с течением времени японцы преобразовали их в своей собственной национальной манере: японские сады приобрели неповторимый узнаваемый образ.
Пожалуй важнейшим источником культурного влияния, завезённого китайцами, был буддизм. На основе школы китайского будзизма чань, было сформировано японское течение дзен. Само слово чань-дзэн означает «глубокое сосредоточение, созерцание», то есть достижение просветления за счёт практик познания своей истинной духовной сущности — именно это вероучение вдохновляло древних японских ландшафтных архитекторов на создание парковых ансамблей особого стиля.
Для японцев сад стал связующим звеном между обиталищем человека и внешним природным окружением, поэтому важным правилом было ненасилие над природой, а наоборот – умение слушать её голос при организации садового пространства. Композиция отличалась асимметрией и минимализмом, каждый элемент в ней был намёком на ландшафтные формы внешнего мира: груды камней рассказывали о горах, небольшие водоёмы – о морях и океанах. Всё здесь дышало эстетическим принципом «ваби-саби», что можно описать как «простая искренняя красота вещей»
Предназначение садов также отличалось. Для чайной церемонии возводились специальные сады с беседками для проведения ритуала, с извилистыми дорожками и каменными фонарями топо, встречавшими гостей в сумерках. Неотъемлимой деталью такого сада являлась каменная чаша для омовения лица и рук – цукубай. Словом, всё здесь указывало на атмосферу тихой сдержанной торжественности.
Оригинальный японский стиль «сухого пейзажа», карэсансуй, был характерен для дзен-буддийских монастырей. Здесь почти нет растительности, а моря и реки имитируются насыпями мелкой гальки, с разбросанными на ней камнями-островами.
Домашние сады во внутренних двориках назывались цубонива – это небольшие композиции с использованием элементов сухого пейзажа. Обязательно наличие каменного фонаря и миниатюрных традиционных растений, в частности бамбука и хвойных, а также мхов. Вообще, присутствие растений не так важно – вода, проявление начала Инь и камни – начало Ян – вот основные образующие элементы японского сада.
Как и в Китае, в Японии существовал обычай высаживать карликовые деревья в горшках. Слово «бонсай» происходит от китайского «паньцзай» (не путать с «паньцзин») – что и означает «выращивать в горшке». На сегодняшний день японский бонсай стал отдельной сферой садоводства на грани с искусством.
Сад в восточном стиле воплощает натуру задумчивого, спокойного человека, это необыкновенное место для уединённого отдыха и медитаций.