Главная страница » Плодово-декоративный сад в восточном стиле

Плодово-декоративный сад в восточном стиле

автор Игорь Геннадьевич
декоративный сад в восточном стиле

Загадочный Восток… И тут же перед нашим взором предстают загнутые крыши, фонари, древние дворцы и храмы: многоликая в своих проявлениях, дивная земля эта обладает невероятным магнетизмом для европейской души, удивляя вновь и вновь своими бессчётными гранями.
На сегодняшний день многие наши соотечественники совершают туристические и деловые поездки в Китай и Японию. Изумляясь красотой старинных ланшафтных парков Пекина, Ханчжоу, Сучжоу, Сианя, Лояна, монастырскими комплексами Киото, Идзумо и Нара, кто бы не хотел увезти с собой хотя бы толику прекрасных видов, и любоваться «маленьким Востоком» из окна собственного дома? Позвольте себе такой подарок!
Концепция благоустройства территории на Востоке исходила из философской мысли, сформировавшейся ещё в глубокой древности. Архитектура и садовое искусство в полной мере отразило этические и эстетические идеалы дальневосточного средневекового общества.
Отличительная черта восточного сада – ощущение нерукотворности, естественности всех форм ландшафта. Гармоничное взаимодействие с окружающим пространством способствует духовному росту человека – именно это положение легло в основу китайского геомантического учения фэн-шуй. Древние мастера отчётливо знали, как расположить элементы построек и растения так, чтобы правильно направить потоки энергии ци, тем самым защитить владельца дома от вредоносных сил.

Садовое искусство Китая имеет богатейшую историю. Главная его особенность – создание «пейзажного вида» на участке любого размера. Даже в условиях старинных городских построек, китайцы умело использовали самые маленькие внутренние дворы для обустройства садиков. Китайский сад — это прежде всего «миниатюрная копия» природных ланшафтов. Здесь должны быть «горы» и «воды» — точь в точь, как на пейзажных свитках мастеров прошлых эпох. Так, в китайском саду нет чёткой геометрии – прекрасная ассиметрия – вот его девиз. Из каждой точки обозрения происходит смена вида, тем самым нивелируются пространсвенные рамки сада. Расположение сада и каждого его элемента определяется с учётом движения благих и неблагих энергий. Водоём, растущие рядом стройные ивы связаны с женским началом Инь: это энергия накопления, а если там плавают золотые карпы – то благосостоянию хозяина сада не будет переводу! Камни же, символизирующие горы, – связаны с мужским началом Ян и энергией созидания.

Читать также:  Как сделать цветочную клумбу своими руками?

Следуя природе, китайский сад, это сад «четырёх времён года». Весной порадует цветением сливы (символ возрождения сил), магнолий (символ чистоты), пионов (символ богатства), летом изумрудной зеленью и чайными розами (излюбленный цветок пекинцев, «императрица цветов»). Осенью, гуляя по извилистым дорожкам, восходя на горбатые деревянные мостики, можно видеть, как цветут яркие хризантемы (символ солнца и крепкого здоровья), а в зимние холода на страже сада будут стоять гордые сосны (символ долголетия) и другие вечнозелёные деревья.

Для моделирования пространства в саду широко применялись различные лёгкие архитектурные сооружения, такие как беседки, павильоны, галереи, чайные домики, павильоны на воде в виде кораблей, декоративные атриумные стены с фигурными окнами. Смысл таких окон не только в их узорной отделке, но и в том, чтобы служить обрамлением для пейзажа, видимого через них. «Граница- не граница, перегородка-не перегородка» — вот основной, по сути даосский, принцип игры с линией обзора
Интересным изобретением китайцев стало искусство «паньцзин», что означает «пейзаж в горшке». «Паньцзин» был украшением внутренних дворов да и интерьера вообще. Существовало два основных вида: растительный и пейзажный. В первом случае стойкие растения с маленькими листьями высаживали в горшок и формировали в красивую композицию, а во втором пытались воссоздать пейзажные виды с помощью карликовых деревьев, декоративных камней, а также мостиков, фигурок людей или будд. Огромное внимание уделялось выбору горшка и подставки.
Основные традиции устройства садов и парков в Японию были занесены из Китая. Но с течением времени японцы преобразовали их в своей собственной национальной манере: японские сады приобрели неповторимый узнаваемый образ.

Пожалуй важнейшим источником культурного влияния, завезённого китайцами, был буддизм. На основе школы китайского будзизма чань, было сформировано японское течение дзен. Само слово чань-дзэн означает «глубокое сосредоточение, созерцание», то есть достижение просветления за счёт практик познания своей истинной духовной сущности — именно это вероучение вдохновляло древних японских ландшафтных архитекторов на создание парковых ансамблей особого стиля.
Для японцев сад стал связующим звеном между обиталищем человека и внешним природным окружением, поэтому важным правилом было ненасилие над природой, а наоборот – умение слушать её голос при организации садового пространства. Композиция отличалась асимметрией и минимализмом, каждый элемент в ней был намёком на ландшафтные формы внешнего мира: груды камней рассказывали о горах, небольшие водоёмы – о морях и океанах. Всё здесь дышало эстетическим принципом «ваби-саби», что можно описать как «простая искренняя красота вещей»
Предназначение садов также отличалось. Для чайной церемонии возводились специальные сады с беседками для проведения ритуала, с извилистыми дорожками и каменными фонарями топо, встречавшими гостей в сумерках. Неотъемлимой деталью такого сада являлась каменная чаша для омовения лица и рук – цукубай. Словом, всё здесь указывало на атмосферу тихой сдержанной торжественности.

Читать также:  Элемент ландшафтного дизайна – вода

Оригинальный японский стиль «сухого пейзажа», карэсансуй, был характерен для дзен-буддийских монастырей. Здесь почти нет растительности, а моря и реки имитируются насыпями мелкой гальки, с разбросанными на ней камнями-островами.
Домашние сады во внутренних двориках назывались цубонива – это небольшие композиции с использованием элементов сухого пейзажа. Обязательно наличие каменного фонаря и миниатюрных традиционных растений, в частности бамбука и хвойных, а также мхов. Вообще, присутствие растений не так важно – вода, проявление начала Инь и камни – начало Ян – вот основные образующие элементы японского сада.
Как и в Китае, в Японии существовал обычай высаживать карликовые деревья в горшках. Слово «бонсай» происходит от китайского «паньцзай» (не путать с «паньцзин») – что и означает «выращивать в горшке». На сегодняшний день японский бонсай стал отдельной сферой садоводства на грани с искусством.
Сад в восточном стиле воплощает натуру задумчивого, спокойного человека, это необыкновенное место для уединённого отдыха и медитаций.

0 комментарий
0

Статьи по теме

Оставить комментарий